На площадках фестиваля в который раз собрались именитые и молодые актеры, музыканты, поэты со всей России. Были организованы ярмарка художественно-прикладного творчества и увеселительные программы, в том числе и для детей. 

Мне дали первое место на ярмарке. Но я послала бандероль с иконками Анне Фатьяновой.

Но дальше меня ждало больше открытий. Я спросила у Анны Фатьяновой-Китиной, не остались ли иконы из дореволюционной мастерской. Оказывается, остались. Но все они старообрядческие.

У меня был прадед Василий Кирсанович Фатьянов и прабабка Ксения Феодорова Долженко, от которых остались две венчальные иконы, тоже старообрядческие. Мало того, икон старообрядческого толка в городе Кисловодске сохранилось много. Их привозили из Ставрополя, из Астрахани, Краснодара, из других мест. Они достались семьям кисловодчан по наследству от бабушек-прабабушек…

Может быть, наши Фатьяновы тоже купили иконы у Фатьяновых. В Мстерах в 19 веке работали 30 иконописных мастерских! Была еще мастерская Евграфия Фатьянова и его зятя Крестьянинова. Кандидат искусствоведения Виктор Баранов в своей диссертации об иконах Мстеры, приводит цифры годового производства: 1,5 миллионов иконописных работ в год! Те же показатели давал Холуй. Эти иконы распространились по всей России. И на Кавказе их не мало!

Я помню старую икону из своего детства. Божья Матерь в медном окладе с потемневшим ликом. Когда на нее падал солнечный луч, казалось, образ оживал… У меня даже родились стихи:

«Когда иконы луч коснется,
Мария словно встрепенется.
И кротко взглянет на наш дом,
На зло, скопившееся в нем.

И вновь останется немой,
Всё с той же кроткою тоской».

(Меня почему-то всегда задевали извечные трения свекрови и невестки). 

Похожую икону нам приносили реставрировать в Ставропольскую семинарию, которую я окончила по классу иконописи. Икона была полностью сгоревшая. И женщине, которая ее принесла, сказали, что ее невозможно восстановить.

Я увидела оклад и сразу поняла, какая именно это икона. «Я отреставрирую ее по памяти, я знаю, что тут было»! Вот так Господь удостоил меня прикоснуться вновь к иконе, напоминавшую ту, что мы потеряли! (В 2022 году свою икону я обнаружила на стене Пантелеимоновского храма. Кто-то видимо пожертвовал ее храму после выхода этой статьи в "Эксклюзиве"). 

Вряд ли такое количество однотипных подокладниц могли сделать немногочисленные иконописцы Кавказа.

Из четырех православных монастырей, появившихся в конце 19 века на Кавказе, только два держали мастерские. И, конечно, в них писали каноничные иконы. 

 Я знаю, что иконы для Никольского собора Кисловодска привозились в начале века из Троице-Сергеевой Лавры. Стены расписывали отдыхавшие на Водах художники-передвижники. До революции своих иконописцев не хватало, и привлекали мастеров из Палеха, Подмосковья. А вот барочный тип, невьянская школа, медные заводские оклады в 19 веке — это явно старообрядчество, возможно, даже из Мстеры.

 Зайдите в Свято-Пантелеимоновский храм, вы увидите на стенах старообрядческие иконы.

Грузные рамы с виноградной лозой, медные оклады, цветочки из фольги… Цветочки смотрелись, как неказистые, старомодные платья. Цветочки убрали. Подокладницы не противоречат православию, поэтому висят в церкви сегодня. Кто их писал? 

Первые жители — казаки и солдаты были очень верующими. Они принесли с собой не только иконы, но походные церкви. Многие знаменитости вносили свой вклад: Николай Ярошенко, Илья Сафонов, Федор Шаляпин. В городе отдыхал Император Николай II с семьей. Люди приезжали со всей России, в том числе и из Мстер.

Небольшая справка о Мстерах. 

Этот поселок находился в лесу, земля была бедна. Поэтому население занималось ремеслом. Основной вид деятельности — иконопись. В Мстерах работали меднопрокатные заводы, завод по изготовлению фольги и украшений для икон. Купцы скупали у иконописцев иконы за копейки. Иконописцы тоже старались упростить свой труд. На доске писали только лики и руки. Такие иконы сейчас называют «Подокладницами». Там нет ни левкаса, ни паволоки, ни одежд, одни лики и руки на голой доске. Но под окладом этого не видно. Иконы украшались медными окладами, окладами из фольги, искусственными цветами и дешево продавались по всей России. 

А почему медь — это отличительная особенность старообрядцев, спросите вы. Еще Петр I издал указ, запрещающий использовать медное литье в иконописи, кроме крестов. Все медные производства перешли в руки старообрядцев, итак преследуемых законом за отступление. Со временем часть старообрядцев, перешли в православную церковь и стали называться «единоверами», медь стали использовать для окладов. А часть населения продолжали верить в святость протопопа Аввакума. Кстати, его до сих пор изображают на старообрядческих иконах и поклоняются ему. Кстати, Ангел «Благое молчание», запрещенная в православии икона, как и «Троица Новозаветная», «Спас — Ярое око», «Никола Отвратный». Но о старых церковных запрещениях мало кто знает и запретные иконы можно иногда увидеть в храмах.

Иконы-чернушки также относят к старообрядческим. Это такая икона, в которой используется темный или черный цвет для фона. Я имею в виду не почерневшую олифу, а темно-зеленую или даже черную краски темперы.

Но вернемся к иконописной мастерской деда Алексея Фатьянова. Купца Николая Фатьянова потеснил типографский станок. Началось производство типографских икон. А революция заставила переспециализироваться. 

 Сегодня в Софрино пишут, а потом тиражируют свою церковную живопись. Так большее число людей могут получить любимые образы святых. Я тоже тиражировала, когда требовалось. И всё-таки лучше жикле всегда останется только живопись. 

 Хотелось бы сьездить в мстерский музей. Кто знает, может мы всё-таки родственники, и я, Фатьянова, продолжаю иконописные традиции фатьяновского рода. 


А пока я предлагаю читателям заглянуть в мою иконописную мастерскую. Читать далее...


3 августа 2018, "Мои знаменитые однофамильцы", Интернет-издание "Эксклюзив ".




Значение икон

Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Путеводитель по артефактам Кавказа

Издательство «Magic» выпустило книгу «Путеводитель по артефактам Кавказа» очень маленьким тиражом под грифом...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

В Кисловодске открылась выставка современных икон Светланы Фатьяновой

В Кисловодске открылась выставка современных икон Светланы Фатьяновой и антикварных раритетов Потемкиных и Лермонтова.
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

В чем помогает икона? Или как водитель с улицы попал на экран успешного кино.

Когда пишутся иконы, просите молитв на успех. Ведь иконы- это окошко к святому. Есть большая вероятность того, что...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

В чем помогает икона

Под Рождество и Новый год исполняются все мечты! Иконописцу Светлане Фатьяновой посчастливилось получить приглашение...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Мастер со Ставрополья выступила с иконами в Испании

С декабря по март в Мадриде проходит престижный крафт-проект Loewe fondation, 2023 с русской иконой включительно. Как...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Россия впереди всех, особенно в искусстве!!!

В Мексике, в столичном музее и памятнике культурного наследия ЮНЕСКО, Десьерто-де-лос-Леонес проходит выставка...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Передача иконы Волоколамских Новомучеников из музея Кремля в храм Кремля

На фото: благочинный Волоколамского округа, протоиерей Герман Георгиевич Григорьев, настоятель храма Серафима...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

В Волоколамский кремль написали экспонаты художники с Кавказа

Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Ценные награды от Worldview присудили не случайно.

Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Светлана Фатьянова, представлявшая Ставрополье, заняла первое место.

В Волоколамском кремле первое место присудили мастеру-иконописцу со Ставропольского края- Светлане Фатьяновой.
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Китайцы признали русских художников виртуозами искусства

В русском доме в Пекине устроили прекрасный вечер, посвящённый 8 марта. Русские и китайские художники целую неделю...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Эра героизма и помощь жертвам насилия

Не первый год меня приглашают на благотворительных началах на выставку детского творчества «Она более чем»...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Сербия для Россиян

Напомним, что духовное творчество Светланы Фатьяновой экспонировалось в 15 странах мира. И только в 10 из них...
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

В каждой вертикали Грузия

Или как Светлана Фатьянова икону отправила на Ассамблею искусств в Тбилиси.
Фатьянов. Иконописец Светлана Фатьянова

Икона Светланы Фатьяновой промыслом Божьим попала к Пьеру Ришару

Где нашли мы Пьера Ришара? Неужели ходил он по улицам, как простой смертный и пробовал нарзан Ессентуки-4?

Заказать икону или купить готовую.