На площадках фестиваля в который раз собрались именитые и молодые актеры, музыканты, поэты со всей России. Были организованы ярмарка художественно-прикладного творчества и увеселительные программы, в том числе и для детей.
Мне дали первое место на ярмарке. Но я послала бандероль с иконками Анне Фатьяновой.
Но дальше меня ждало больше открытий. Я спросила у Анны Фатьяновой-Китиной, не остались ли иконы из дореволюционной мастерской. Оказывается, остались. Но все они старообрядческие.
У меня был прадед Василий Кирсанович Фатьянов и прабабка Ксения Феодорова Долженко, от которых остались две венчальные иконы, тоже старообрядческие. Мало того, икон старообрядческого толка в городе Кисловодске сохранилось много. Их привозили из Ставрополя, из Астрахани, Краснодара, из других мест. Они достались семьям кисловодчан по наследству от бабушек-прабабушек…
Может быть, наши Фатьяновы тоже купили иконы у Фатьяновых. В Мстерах в 19 веке работали 30 иконописных мастерских! Была еще мастерская Евграфия Фатьянова и его зятя Крестьянинова. Кандидат искусствоведения Виктор Баранов в своей диссертации об иконах Мстеры, приводит цифры годового производства: 1,5 миллионов иконописных работ в год! Те же показатели давал Холуй. Эти иконы распространились по всей России. И на Кавказе их не мало!
Я помню старую икону из своего детства. Божья Матерь в медном окладе с потемневшим ликом. Когда на нее падал солнечный луч, казалось, образ оживал… У меня даже родились стихи:
«Когда иконы луч коснется,
Мария словно встрепенется.
И кротко взглянет на наш дом,
На зло, скопившееся в нем.
И вновь останется немой,
Всё с той же кроткою тоской».
(Меня почему-то всегда задевали извечные трения свекрови и невестки).
Похожую икону нам приносили реставрировать в Ставропольскую семинарию, которую я окончила по классу иконописи. Икона была полностью сгоревшая. И женщине, которая ее принесла, сказали, что ее невозможно восстановить.
Я увидела оклад и сразу поняла, какая именно это икона. «Я отреставрирую ее по памяти, я знаю, что тут было»! Вот так Господь удостоил меня прикоснуться вновь к иконе, напоминавшую ту, что мы потеряли! (В 2022 году свою икону я обнаружила на стене Пантелеимоновского храма. Кто-то видимо пожертвовал ее храму после выхода этой статьи в "Эксклюзиве").
Вряд ли такое количество однотипных подокладниц могли сделать немногочисленные иконописцы Кавказа.
Из четырех православных монастырей, появившихся в конце 19 века на Кавказе, только два держали мастерские. И, конечно, в них писали каноничные иконы.
Я знаю, что иконы для Никольского собора Кисловодска привозились в начале века из Троице-Сергеевой Лавры. Стены расписывали отдыхавшие на Водах художники-передвижники. До революции своих иконописцев не хватало, и привлекали мастеров из Палеха, Подмосковья. А вот барочный тип, невьянская школа, медные заводские оклады в 19 веке — это явно старообрядчество, возможно, даже из Мстеры.
Зайдите в Свято-Пантелеимоновский храм, вы увидите на стенах старообрядческие иконы.
Грузные рамы с виноградной лозой, медные оклады, цветочки из фольги… Цветочки смотрелись, как неказистые, старомодные платья. Цветочки убрали. Подокладницы не противоречат православию, поэтому висят в церкви сегодня. Кто их писал?
Первые жители — казаки и солдаты были очень верующими. Они принесли с собой не только иконы, но походные церкви. Многие знаменитости вносили свой вклад: Николай Ярошенко, Илья Сафонов, Федор Шаляпин. В городе отдыхал Император Николай II с семьей. Люди приезжали со всей России, в том числе и из Мстер.
Небольшая справка о Мстерах.
Этот поселок находился в лесу, земля была бедна. Поэтому население занималось ремеслом. Основной вид деятельности — иконопись. В Мстерах работали меднопрокатные заводы, завод по изготовлению фольги и украшений для икон. Купцы скупали у иконописцев иконы за копейки. Иконописцы тоже старались упростить свой труд. На доске писали только лики и руки. Такие иконы сейчас называют «Подокладницами». Там нет ни левкаса, ни паволоки, ни одежд, одни лики и руки на голой доске. Но под окладом этого не видно. Иконы украшались медными окладами, окладами из фольги, искусственными цветами и дешево продавались по всей России.
А почему медь — это отличительная особенность старообрядцев, спросите вы. Еще Петр I издал указ, запрещающий использовать медное литье в иконописи, кроме крестов. Все медные производства перешли в руки старообрядцев, итак преследуемых законом за отступление. Со временем часть старообрядцев, перешли в православную церковь и стали называться «единоверами», медь стали использовать для окладов. А часть населения продолжали верить в святость протопопа Аввакума. Кстати, его до сих пор изображают на старообрядческих иконах и поклоняются ему. Кстати, Ангел «Благое молчание», запрещенная в православии икона, как и «Троица Новозаветная», «Спас — Ярое око», «Никола Отвратный». Но о старых церковных запрещениях мало кто знает и запретные иконы можно иногда увидеть в храмах.
Иконы-чернушки также относят к старообрядческим. Это такая икона, в которой используется темный или черный цвет для фона. Я имею в виду не почерневшую олифу, а темно-зеленую или даже черную краски темперы.
Но вернемся к иконописной мастерской деда Алексея Фатьянова. Купца Николая Фатьянова потеснил типографский станок. Началось производство типографских икон. А революция заставила переспециализироваться.
Сегодня в Софрино пишут, а потом тиражируют свою церковную живопись. Так большее число людей могут получить любимые образы святых. Я тоже тиражировала, когда требовалось. И всё-таки лучше жикле всегда останется только живопись.
Хотелось бы сьездить в мстерский музей. Кто знает, может мы всё-таки родственники, и я, Фатьянова, продолжаю иконописные традиции фатьяновского рода.
А пока я предлагаю читателям заглянуть в мою иконописную мастерскую. Читать далее...
3 августа 2018, "Мои знаменитые однофамильцы", Интернет-издание "Эксклюзив ".